Раннее средневековье.
Комплекс археологических предметов относится к сросткинской археологической культуре Лесостепного Алтая. Получены в результате архелогических раскопок памятников в зоне затопления Гилевского водохранлища московским археологом В.А. Могильниковым.
Бусы
Разнотипные бусины были обнаружены при исследовании курганного могильника Карболиха-VII. Изделия имеют разную – четырехугольную, округлую и каплевидную форму, они отличаются по цвету и материалу изготовления. Красные бусины выполнены из камня сердолика, местонахождения которого известны в северной Индии. Черные каменные бусины сделаны из гагата, добываемого на Кавказе. Есть бусины, сваренные из стекла и пасты, имеющие полосчатый орнамент. В центре всех бусин присутствует сверленное или иным образом изготовленное отверстие для их пришивания к одежде, или продевания нити ожерелья. Бусины – самый распространенный вид женских, и не только, украшений костюма. Датируется данный набор второй половиной IX – первой половиной X вв. н.э., и может быть отнесен к сросткинской археологической культуре.
Бляхи-нашивки
Серебряные литые бляхи-нашивки, размерами крупная – 5,8х5,7 см., малая - 5х4,8 см., были обнаружены при исследовании курганного могильника Карболиха-VII. Рельефные изделия четырехугольной формы, украшены растительным орнаментом, по углам имеются выступы с отверстиями круглой формы, один обломан. А.П. Уманский, в одной из своих публикаций, предполагал, что подобные вещи могли представлять собой своеобразный футляр для хранения каких-нибудь атрибутов. Датируется данная находка второй половиной IX – первой половиной X вв. н.э., и может быть отнесена к сросткинской археологической культуре.
Копоушка
Серебряная литая копоушка, размерами 6,5х1 см., была обнаружена в ходе раскопок курганного могильника Корболиха-VII. Изделие рельефное ажурное со сложнофигурным щитком из растительных завитков с отверстием для подвешивания и выступающей ложечкой – рабочей зоной, используемой в гигиенических целях. Датируется предмет второй половиной IX – первой половиной X вв. н.э., и относится к материалам сросткинской археологической культуры.
Удила с псалиями
Удила изготовлены из железа, псалии – из кости. В сочетании группа предметов имеет размеры 16,5х13х0,9 см. Удила состоят из двух витых звеньев с крюковыми внутренними окончаниями и 8-видными внешними окончаниями с поводными кольцами. Псалии представляют собой стержневидные изделия с одним раздвоенным окончанием, а другим заостренным окончанием, имеющие по два круглых отверстия. Удила были частью узды для верховых коней. Они состояли из двух частей: грызла, которое помещали в рот лошади, и псалиев, которые соединялись с поводьями и головным ремнем. Когда повод натягивали, грызло давило на нижнюю челюсть и язык лошади, вынуждая ее подчиняться всаднику. Предметы обнаружены при исследовании курганного могильника Карболиха-VIII и датируются второй половиной IX – первой половиной X вв. н.э., сросткинская археологическая культура.
Наконечники ремней
Бронзовые литые наконечники ремней размером 3х1,8 см обнаружены в ходе раскопок курганного могильника Гилево-XII. Наконечники рельефные ажурные пятиугольной формы с приостренными выступами, украшены изображениями оленей и растительным орнаментом. На оборотной стороне имеются припаянные крепежные шпеньки для крепления. Эстетически оформленные изделия служили важным элементом декоративного убранства как древнего воина, так и его главного спутника – коня. Датируется находка второй половиной X – первой половиной XI вв. н.э., и могут быть отнесены к сросткинской археологической культуре.
Бляха-подвеска
Бронзовая литая бляха-подвеска размерами 3х2 см. Найдена в ходе исследований курганного могильника Гилево-XII. Изделие ромбовидное, имеет рельеф в виде личины человека. Отчетливо переданы глаза, нос, рот, усы, борода, уши. На голове шлем конической формы, орнаментированный насечками, в центре - отверстие для подвешивания. Подобное украшением могло использоваться в конском снаряжении. Датируется находка второй половиной X – первой половиной XI вв. н.э., и относится к сросткинской археологической культуре.