Актуальные новости

Сегодня в рубрике #вэтотдень расскажем вам об одном из основателей нашего музея, Петре Козьмиче Фролове

27 января 1775 года в Змеиногорске родился будущий изобретатель, горный инженер, который внёс неоценимый вклад для Сибири в самых разных областях.

Его энергия была настолько кипуча, что всего, что он сделал за жизнь общественно-полезного не перечислить. Мы вспомним самые значимые проекты для Алтая.

Пётр Козьмич решил проблему доставки руды от Змеиногорского рудника до завода, введя в эксплуатацию чугунно-рельсовую дорогу. Подобные дороги уже использовались в Англии для тех же целей. Но дорога Фролова отличалась другим типом рельсов и тем, что она не подстраивалась под ландшафт. Для того чтобы дорога была прямой и не «виляла», делались специальные насыпи и впервые в мире был построен железнодорожный мост через реку! Для конных вагонеток даже разработали специальное расписание. Полный круг от Змеиногорского рудника до Змеёвского завода вагонетка совершала за полтора часа. Одна лошадь, передвигающаяся на «чугунке» заменяла 25 лошадей на обычной грунтовой дороге. Эффективность повысилась в разы.

По его распоряжению начала создаваться первая коллекция макетов моделей механизмов по добыче и переработке руды, которая стала основой для «Барнаульского музеума». Это был аналог музея при Горном училище в Санкт-Петербурге и предназначался для местного, Барнаульского горного училища. Первыми экспонатами стали макеты различной техники, которые использовались не только на Алтае, но и на Урале, Венгрии, Саксонии. Сейчас большая часть предметов данной коллекции нашего музея отнесена к памятникам науки и техники федерального значения.

А ещё именно во времена, когда Пётр Козьмич был томским губернатором, появились первая в Западной Сибири типография, любительский театр, бумагоделательная фабрика. В сфере промышленности он поощрял нововведения. При нём состоялись первые опыты по получению каменно-угольного кокса, внедрению технологии амальгамации на заводах, были пробы использования зарубежных водостолбовых машин.

Об экспонатах, которые до сих пор хранятся в Краеведческом и напоминают о Петре Фролове, рассказала главный хранитель нашего музея, кандидат исторических наук, Юлия Абрамова: «У нас остались два необрезанных рельса с чугунно-рельсовой дороги в реальную длину в очень хорошей сохранности. Также есть колёса от вагонетки. Из первоначальной музейной коллекции до сегодняшнего дня сохранились пять знаковых моделей. Что касается археологической коллекции, тот сфинкс, или точнее каменный баран, на входе нашего старого здания на Ползунова 46, точно существовал в это время в барнаульском музее. И, судя по всему, - это один из предметов, который появился в музее благодаря Петру Козьмичу Фролову».

Хотите узнать еще подробнее? Слушайте аудиозапись из нашей рубрики «Музейное собрание».
Актуальное В этот день 200 лет Краеведческому музею