Продолжаем серию публикаций, посвященных Петру Козьмичу Фролову (1775-1839) – талантливому инженеру, начальнику Колывано-Воскресенских заводов и томскому гражданскому губернатору, основателю нашего музея.
Сегодня мы расскажем о самом известном нашем экспонате, появившемся благодаря П.К. Фролову. Это модель пароатмосферного двигателя И.И. Ползунова. Как она появилась и почему модель именно этого изобретения?
По инициативе П.К. Фролова к 100-летию горного дела на Алтае был создан Барнаульский музей, а для него – модельное собрание. В моделях и макетах показывались изобретения, технологии горнозаводской промышленности Алтая и других горнорудных регионов. На их примере обучали учеников Барнаульского горного училища. Музей был своеобразной визитной карточкой региона для почетных гостей округа.
Модель была изготовлена на Барнаульском сереброплавильном заводе шихтмейстером П.Г. Ярославцевым и унтер-шихтмейстером И.С. Климовым по заданию П.К. Фролова от 2 марта 1822 г. Кем были люди, изготовившие модель машины Ползунова? Это были высококвалифицированные специалисты. Павел Григорьевич Ярославцев по заданию П.К. Фролова создал проект и построил бумажную фабрику в Барнауле, первую в Западной Сибири. Помощником ему стал И.С. Климов, прошедший обучение ремеслам на Петербургском металлообрабатывающем и машиностроительном заводе К.Н. Берда. Изготовление модели паровой машины И.И. Ползунова было завершено в 1825 г.
Изобретение И.И. Ползуновым пароатмосферного двигателя должно было «водяное руководство пресечь». В те времена все предприятия работали за счет водяных двигателей – водяных колес. Использование парового двигателя позволило бы промышленности выйти на новый уровень, избавившись от необходимости устройства заводов исключительно на реках. В 1764-1766 гг. на Барнаульском сереброплавильном заводе была построена паровая установка по проекту И.И. Ползунова для выплавки серебра и золота, впервые в России был использован паровой двигатель для заводских нужд.
Значимость изобретения И.И. Ползунова была вполне очевидна для П.К. Фролова. Единственной ошибкой Петра Козьмича стало то, что он не знал, что Ползунов построил свою паровую машину по своему второму проекту. Модель же показывает первоначальный проект, представленный в апреле 1763 г. «Фроловская» модель долгое время являлась единственным воспроизведением машины И.И. Ползунова. По ее образу и подобию значительно позднее были созданы модели для Политехнического музея (г. Москва) и музея «Город» (г. Барнаул).
Мало кто знает, что модель паровой машины И.И. Ползунова неоднократно пытались из музея забрать. В начале ХХ в. – в Томский технологический институт, в 1938-1940 гг. в Политехнический музей (г. Москва), в Этнографический музей (г. Ленинград), даже в Центральный военно-морской музей (г. Ленинград). От провинциального музея не ожидали отказов. Как было написано в одном из таких писем, «Прошу Вас срочно, с получением этого запроса, подтвердить согласие на передачу». Но модель все же смогли оставить в Барнауле.
И, напоследок, совсем удивительный факт, связывающий П.К. Фролова с И.И. Ползуновым и его паровой машиной. Старшая сестра П.К. Фролова Агриппина была замужем за Дмитрием Левзиным, который лично участвовал в строительстве, испытании и эксплуатации «огненной машины» Ползунова.
Сегодня мы расскажем о самом известном нашем экспонате, появившемся благодаря П.К. Фролову. Это модель пароатмосферного двигателя И.И. Ползунова. Как она появилась и почему модель именно этого изобретения?
По инициативе П.К. Фролова к 100-летию горного дела на Алтае был создан Барнаульский музей, а для него – модельное собрание. В моделях и макетах показывались изобретения, технологии горнозаводской промышленности Алтая и других горнорудных регионов. На их примере обучали учеников Барнаульского горного училища. Музей был своеобразной визитной карточкой региона для почетных гостей округа.
Модель была изготовлена на Барнаульском сереброплавильном заводе шихтмейстером П.Г. Ярославцевым и унтер-шихтмейстером И.С. Климовым по заданию П.К. Фролова от 2 марта 1822 г. Кем были люди, изготовившие модель машины Ползунова? Это были высококвалифицированные специалисты. Павел Григорьевич Ярославцев по заданию П.К. Фролова создал проект и построил бумажную фабрику в Барнауле, первую в Западной Сибири. Помощником ему стал И.С. Климов, прошедший обучение ремеслам на Петербургском металлообрабатывающем и машиностроительном заводе К.Н. Берда. Изготовление модели паровой машины И.И. Ползунова было завершено в 1825 г.
Изобретение И.И. Ползуновым пароатмосферного двигателя должно было «водяное руководство пресечь». В те времена все предприятия работали за счет водяных двигателей – водяных колес. Использование парового двигателя позволило бы промышленности выйти на новый уровень, избавившись от необходимости устройства заводов исключительно на реках. В 1764-1766 гг. на Барнаульском сереброплавильном заводе была построена паровая установка по проекту И.И. Ползунова для выплавки серебра и золота, впервые в России был использован паровой двигатель для заводских нужд.
Значимость изобретения И.И. Ползунова была вполне очевидна для П.К. Фролова. Единственной ошибкой Петра Козьмича стало то, что он не знал, что Ползунов построил свою паровую машину по своему второму проекту. Модель же показывает первоначальный проект, представленный в апреле 1763 г. «Фроловская» модель долгое время являлась единственным воспроизведением машины И.И. Ползунова. По ее образу и подобию значительно позднее были созданы модели для Политехнического музея (г. Москва) и музея «Город» (г. Барнаул).
Мало кто знает, что модель паровой машины И.И. Ползунова неоднократно пытались из музея забрать. В начале ХХ в. – в Томский технологический институт, в 1938-1940 гг. в Политехнический музей (г. Москва), в Этнографический музей (г. Ленинград), даже в Центральный военно-морской музей (г. Ленинград). От провинциального музея не ожидали отказов. Как было написано в одном из таких писем, «Прошу Вас срочно, с получением этого запроса, подтвердить согласие на передачу». Но модель все же смогли оставить в Барнауле.
И, напоследок, совсем удивительный факт, связывающий П.К. Фролова с И.И. Ползуновым и его паровой машиной. Старшая сестра П.К. Фролова Агриппина была замужем за Дмитрием Левзиным, который лично участвовал в строительстве, испытании и эксплуатации «огненной машины» Ползунова.